ПОЗВОНИТЬ

+7 (499) 216-24-98

для звонков из Москвы

8 (800) 775-24-98
бесплатно по всей России

Напишите нам
Александра Ижицкая
Руководитель отдела коммуникаций
10 мифов о телемедицине
Которые мешают доверять онлайн-консультациям
Получить срочную консультацию доктора можно онлайн, однако не все доверяют «врачам в компьютере». Эксперт рассказывает, какие представления о телемедицине ложные.

Наверняка у вас была ситуация, когда требовалось срочно узнать мнение врача, а возможности добраться до поликлиники не было. И скорую помощь не вызовешь, не тот случай, и «гуглить» страшно. Сегодня можно просто воспользоваться услугами доктора онлайн — это называется телемедицина.

Немного истории:

История термина «телемедицина» началась еще в далеком 1905 году и положила начало методу дистанционных консультаций по вопросам здоровья с использованием информационных технологий.

Сегодня телемедицина развивается по всему миру порой в самых неожиданных форматах. Например, одна всемирно известная компания инвестирует в телемедицинские разработки для лечения космонавтов за пределами Солнечной системы и использует беспилотные автомобили как мобильные точки оказания первой помощи.
По данным совместного исследования НАФИ и «ТелеМед», получать медицинские услуги дистанционно готовы до 61% россиян. При этом возможности телемедицины наиболее актуальны для тех, кто редко болеет, а 39% опрошенных не рассматривают форматы телемедицины как замену или дополнение к услугам здравоохранения.
Отсутствие понятной и ясной информации породило множество мифов:
Телемедицина — это лечение по телевизору

На первый взгляд, особенно для обывателя, приставка «теле-» предполагает наличие телевизора в процессе лечения.

Сочетание телевизора и медицины породило большое количество популярных шоу о здоровье, которые, конечно, никакого отношения к телемедицине не имеют. Это развлекательные мероприятия, пусть даже и с некой научной направленностью.
Телемедицина — отдельное направление медицины

Медицина — это диагностика, лечение, профилактика болезней, предполагающая обязательный контакт врача и пациента.

Телемедицина — это всего лишь способ взаимодействия врача и пациента с применением современных коммуникативных технологий. Это может быть аудио-, видеосвязь или другие способы передачи данных.
Телемедицина — это что-то новое

Изобретатель телефона Александр Белл впервые использовал это изобретение для вызова к себе доктора. А в 1905 году была впервые осуществлена передача электрокардиограммы по телефонной линии. В США посредством телевизионной связи была проведена консультация психиатра в 1959 году.

Технологии стремительно развиваются, мир стал цифровым, и телемедицинские технологии стали быстрее, точнее, обрели исключительное качество.
Телемедицина не нужна, потому что есть интернет, форумы, друзья и т.д.

Часто неясно, какие врачи сидят по ту сторону экрана, может, это шарлатаны. Можно ли полностью доверять активистам форумов?

У медицинских организаций в открытом доступе всегда есть самая полная информация о врачах, их опыте, образовании, часто и копии их сертификатов и дипломов. Кроме того, качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется точно так же, по тем же стандартам и порядкам, как и всякая другая.
Телемедицина избавит от походов в поликлинику и будет лечить дома

Действующие законодательные нормы, принципы клинической медицины не позволяют устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно, что, на мой взгляд, совершенно правильно и разумно.

Считать, что, если у вас начался кашель, то можно просто позвонить по видеосвязи терапевту, подвести лицо к веб-камере и показать горло, затем получить консультацию, а заодно и рецепт - в корне неверное представление.

Сейчас возможна медицинская навигация, коррекция лечения, диспансерное наблюдение, интерпретация различных анализов и исследований и другие медицинские сервисные услуги, которые позволят отказаться от опасной самодиагностики и лечения и получить при этом качественную дистанционную поддержку высококлассного специалиста.
Время телемедицинской консультации ограничено

В поликлиниках, особенно государственных, время приема пациентов регламентировано и не должно превышать 15 минут.

Что может успеть врач за это время? Ведь только на «раздеть — одеть — успокоить — уточнить — опросить» уходит минут 10, а ведь надо еще осмотреть. Солидные телемедицинские сервисы позволяют посвятить пациенту значительно больше времени, терпеливо выслушав, все подробно объяснив и ответив на все вопросы.

Телефон, скайп и личный кабинет — это исчерпывающий список средств коммуникаций. В условиях тотальной цифровизации и в эпоху постоянного внедрения новых digital-технологий телемедицинские сервисы используют взаимодействие через чат-боты. Они автоматически напомнят вам, например, о необходимости пройти обследование.
Телемедицина — это дорого

Чаше всего сервисы предлагают некий пакет услуг на разные случаи жизни. И количество обращений по какой-либо одной проблеме не ограничено.

Таким образом, стоимость одной полноценной врачебной консультации может оказаться очень небольшой, а услуга «Личный врач» дает ощущение, что поддержка специалиста всегда рядом, а это важно, особенно в периоды стрессов и болезней.
Телемедицина — это дешево

Следует сказать, что телемедицинские технологии весьма непросты как в организационном, так и в техническом плане. Кроме того, это очень и очень затратно.

Поэтому современные медицинские организации и сервисы, использующие телемедицину, делают это в первую очередь для пациента, для возможности оказания ему качественной и современной помощи. Без всяких сомнений, они не могут экономить на врачах и оборудовании, они дорожат своей репутацией.

Тем более если предусмотрена опция «Второе мнение», позволяющая получить мнение высококлассного профессионала из другой клиники, особенно если клиника в США или Европе. Это не может стоить копейки.

Цены на услуги дистанционных консультаций могут колебаться от 3000 до 12000-15000.
Все зависит от того, какие услуги вы хотите получить, что для вас важно.
Подводя итоги, отметим, что у телемедицины есть свои плюсы и минусы. Но нельзя отрицать, что современные технологии делают нашу жизнь проще, особенно в том, что касается здоровья: получать дома медицинские услуги, ранее доступные только в больнице, сократить число визитов к врачу и посещений больниц, что позволяет экономить время и уменьшить дорожные расходы, получить высококачественную помощь даже в самых удаленных и труднодоступных уголках России, где решение вопросов здоровья крайне затруднительно.

А некоторые виды телемедицины предоставляют возможность постоянного мониторинга состояния: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что делает такие услуги зачастую просто необходимостью.
Андрей Мельников
Главный специалист «ТелеМед»
Специально для: Letidor.ru