ПОЗВОНИТЬ

+7 (499) 216-24-98

для звонков из Москвы

8 (800) 775-24-98
бесплатно по всей России

Напишите нам
Александра Ижицкая
менеджер по коммуникациям
Доктор на связи
О реально расстановке сил (и доходов) на рынке платных медицинских услуг

Здоровье, как и бизнес, требует администрирования, а в случае возникновения проблем – незамедлительного принятия быстрых и эффективных мер.

Вопросы здоровья – это то, что заботит всех людей, как состоятельных, так и небогатых. Но как понять помогают вам или нет? Главный тут, разумеется, врач. Врач является источником помощи и проводником в мир медицины.

В процесс оказания помощи пациенту всегда вовлечено множество самых разных работников – от личного (персонального) менеджера или ассистента врача до «консультанта по медицинским услугам», администратора и многих, многих других. Однако среди них всех именно
врач – тот, кто принимает решения. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

В реальности все сложнее – на врача зачастую давят обстоятельства, влияющие на его решения. Это и система оплаты труда, принятая в клинике, в которой он работает; это и деятельность фармацевтической компании, которая мотивирует врача рекомендовать свои препараты; и модель работы страховой компании, от системы выплат которой зависит то, что сделать врач, а что нет. Как в хорошем детективе, если мы хотим понять, как формируется то или иное решение врача, нужно понять кому это решение выгодно. Что ж, давайте проследим за деньгами.


Фармацевтические компании

Фармбизнес давно работает по хорошо известным законам. Сотни сотрудников каждый день приходят к врачам, рассказывают им про свои препараты, устанавливают хорошие отношения, помогают в трудных ситуациях и мотивируют назначать именно свой препарат, а не препарат конкурента. Все это приводит к тому, что ненужное или неработающее лекарство назначается практически всем пациентам, а те даже и не подозревают, что именно они получили под видом помощи.

Страховые компании и добровольное медицинское страхование

Вот, кажется, то, что дает такое необходимое чувство защищенности при столкновении с проблемами со здоровьем. Но не все так просто! Есть известная проблема с выплатами по полису добровольного медицинского страхования, ограниченными понятиями «страховой случай». Однако она решается внимательным прочтением договора страхования и уплаты большего страхового взноса.

Есть и другой вариант – это договор между клиникой и страховой компанией. Существует два типа таких договоров. Первый, самый распространенный, - когда страховая компания выплачивает клинике, оказывающей пациенту медицинские услуги, деньги по факту оказания услуг. И хотя при такой модели врач и будет заинтересован помочь пациенту, клиника же заинтересована оказать пациенту максимальное количество услуг, тратя время и нервы пациента.

Второй тип менее распространен и известен. В этой модели, страховая авансирует клинике за среднее количество обращений по конкретному случаю в год, и если клиника оказывает меньше услуг этого типа, то остаток остается у нее в виде дохода, а если оказывает больше, то расходы компенсируются «допродажами» пациенту дополнительных, часто необоснованных услуг.

Приведем пример: предположим, клиника занимается операциями по коррекции носовой перегородки и в среднем проводит 100 операций в год. Страховая переводит клинике деньги за 100 операций и направляет всех, кто обращается к ним с такой проблемой в эту клинику.

Если клиника проведет менее 100 операций, то заработает дополнительно. Очевидно, что в таком случае клинике выгодно, как можно меньше находить у клиентов искривлений перегородки, увеличивая тем самым свой доход. Но клиника получает пациентов и, пусть не оперируя, все равно находит сто и один способ полечить (читай – продать дополнительные услуги). Как видим – в любом случае в выигрыше и страховая компания, и клиника. Все, кроме пациента.

Клиники и круговорот медицинских услуг

Главный источник дохода для клиник – естественно, пациент, и потому они взяли все самое лучшее от мастеров кросс - продаж. Пока человек болен и страдает, вокруг него совершается целое действо. Ему назначают обследования, собирают всевозможные анализы, отправляют на повторные консультации или консультации смежных специалистов, назначают проведение совершенно не нужных в конкретных случаях диагностических процедур. В результате всего этого процесса пациент, может быть, и получит помощь, но потратит огромное количество времени и денег, а в худшем случае - его здоровье будет подорвано из-за затягивания необходимого лечения. Да и само лечение никак не будет оптимальным в соотношении «цена – время – качество».


Реалии таковы, что врач всегда находится под гнетом многих обстоятельств, невидимых для пациента. К тому же сам врач заинтересован в том, чтобы пациент вернулся к нему и оплатил дополнительные консультации или пришел на другую операцию. И даже врачи, которые честно выполняют свою работу и заботятся о своих пациентах, все равно находятся под давлением правил клиники, ограничений страховой или «мотивации» фармацевтической компании. Порой любому, даже самому честному человеку нужны рамки, просто чтобы ему самому было легче не поддаваться искушению. «ТелеМед» решает этот вопрос, передавая всю медицинскую информацию своих клиентов специалистам как в России, так и за рубежом для формирования «второго мнения» - так называется одноименная услуга. Намного легче понимать, что происходит, когда у вас несколько независимых экспертных оценок. Хотя, возможно, не стоит прикладывать дополнительные усилия и сразу ехать в Европу? Об этом поговорим в следующий раз.